Тема: Совершенствование навыков чтения ,звукослогового анализа слов
Цель: повторить и
закрепить изученный материал ,учить
читать связный текст, давать характеристику звукам, передавать содержание,
развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать ,делать выводы, побуждать
к речевой активности, умению поделиться своими мыслями, воспитывать интерес к
труду ,умению ценить каждую профессию.
Оборудование: макет
часов ,буквы для составления слова ,, марафон ,, ; рисунок солнца с лучами-
маршрутами звуков и букв ,слогов ,предложений , речи; рисунки инструментов (
лопата, топор ), картинки предметов (помидор ,зонт ,петух ,шарик ,утюг ,индюк
,груша ); буквы из азбуки (М,Ж,П ); волшебный лучик ;фишки (звуко-буквенный
анализ слова ); энциклопедический словарь юного спортсмена ;элементы костюмов петушка и курицы.
Тип урока: Урок марафон
Ход урока
| Организация класса
II Мотивация цели
урока
1.Определение времени по часам
(Ученики по очереди
решают примеры у доски ,прикрепляя букву ,соответствующую ответу примера на
часах :М-10,А-5,Р-2,А-8,Ф-9,О-6,Н-12 )
9+1=М
8-3=А
1+1=Р
10-2=А
6+3=Ф
9-3=О
12+0=Н
_-Объясните значение слова «МАРАФОН». О точном значении
этого слова вы узнаете из «Энциклопедического
словаря юного спортсмена»
2.Сообщение ученика Марафонский
бег –соревнование по бегу на дистанцию 42км 195м Название происходит от селения
Марафон .Из истории известно, что после Марафонской битвы ,воин-гонец был отправлен
в Афины ,чтобы сообщить о
победе над персами . Весь путь он
преодолел без отдыха, прибежал в Афины и
выкрикнул : «Мы победили !»-и упал мертвый. На честь этого подвига проводятся соревнования по Марафонскому бегу. В наше время такие соревнования впервые
состоялись на Олимпийских играх 1896 года. Лучший результат-2часа 9мин
01секунда показал Клейтон из Австралии в 1980 году.(Ученик прикрепляет число
-42 км 195 м)
3.Сообщение целей и задач урока
Дети и учитель :
Лучик солнца ,нам помоги ,
В словесный марафон ты нас проводи!
Учитель :1-2-3! Смотри! (Учитель ударяет три раза волшебным
лучиком ,открывает вторую половину доски
с рисунками солнца и лучей : звуки и буквы ,слоги , слова ,предложения
,речь)
Ученица: Солнышко тепло дает
И повсюду свет свой шлет .
Будем с солнышком дружить,
Верно азбуку в словесном марафоне учить.
Учитель : Сегодня на уроке мы совершим словесный марафон по лучикам
–маршрутам от звуков и букв
,слогов ,слов ,предложений к речи
.На каждом этапе будем совершенствовать знания ,умения и навыки ,приобретенные
на уроках .Солнышко будет следить за нашей работой и в конце марафона определит
знатоков словесного марафона .
III Актуализация опорных
знаний
1.Учитель: Любое соревнование начинается с подготовки
.Проверим готовность класса к участию в словесном марафоне.
-Произнесите слово про себя .Мальчики ,назовите первый звук
( картинка-индюк )
_Произнесите слово про себя .Девочки ,назовите последний
звук (картинка-груша)
-Произнесите слово про себя .Ребята ,назовите первый звук
(картинка-утюг)
-Какие звуки произнесли? Дайте характеристику этим звукам .
2.Работа по определению согласных звуков в словах
(Учитель показывает картинку ,ученики по очереди называют
звуки)
-Произнесите слово про себя ,выделите
-первый звук(картинка-помидор);
-последний звук (картинка-шар);
-третий звук (картинка-зонт);
-Какие звуки произнесли ? Дайте характеристику звукам .
3.Работа с буквами
-Озвучьте букву из азбуки .( Учитель показывает букву Ж
,первые две строки из стихотворения декламируют мальчики , последние две строки
читают девочки с интонацией грусти ,сожалея о случившемся)
Жук жужжит в железной
банке , Жук не хочет жить в жестянке . Жизнь жука в плену горька , Жалко бедного жука
-Почему жук не хочет жить в жестянке? К какой группе животных
он относится ? По какому признаку можно отличить насекомых от других жвотных ?
-Озвучьте букву из азбуки . (Учитель показывает букву П .Ученики инсценируют шуточное стихотворение
« Ни пуха , ни пера» с элементами
костюмов )
Рано утром мама квочка В класс отправила сыночка . Говорила :-Не дерись ,не дразнись ,не петушись . Поспеши ,уже пора .НУ ,ни пуха , ни пера . Через час едва живой , Петушок идёт домой . Ковыляет еле-еле он со школьного двора . А на нём и в самом деле нет ни пуха ,ни пера
-Почему на петушке не оказалось ни пуха ,ни пера .? Для
некоторых ребят это стихотворение очень поучительное . С какой
целью в речи употребляют выражение «Ни пуха ,ни пера»?
Я тоже желаю вам в этом марафоне ни пуха ,ни пера !
IV Организация восприятия и осмысления нового
материала
Первый этап словесного марафона :ЗВУКИ ИБУКВЫ
_ Из первых звуков каждого слова образуйте слово: [ лапата]
ЛАСТОЧКА ,АСТРА ,ПОЛЕ ,АРКА ,ТОПОЛЬ ,АРБУЗ .[тапор ] ТЫКВА ,АБРИКОС
,ПЛАТОК ,ОКНА ,РЫБА
-Напечатайте в воздухе подбородком первую букву в слове
«лопата» , последнюю букву в слове
«топор» .Делайте это с максимальным поворотом головы ,буквы
должны получиться красивыми .
1.Игра «Собери буквы»
УДБ (дуб) ,ОНАСИ (осина) ,БРЕЗЁА (берёза) ,ЛПОААТ (лопата)
-Назовите лишнее слово ,почему ?
ВЫВОД :Слышим и произносим …(звуки)
Пишем и читаем …(буквы)
Второй этап :СЛОГИ
-Определите ,какие инструменты лежат в чемоданах :
ПОР-ТО
ЛА-ПИ НОК-БА-РУ
-Назовите слова
,которые начинаются со слога [TA] (товар ,товарищ ,томат ,точилка )
2.Работа в паре
-Выложите фишками звуковой анализ слова «пила»
-Определите количество слогов в слове «рубанок»
ВЫВОД:Как определить количество слогов в слове ? Какие слоги
бывают в зависимости от ударения ?
Третий этап :СЛОВА
3.Работа по учебнику
-Используя схемы слов, назовите рисунки .Как назвать эти предметы одним словом
?Найдите слова ,в которых два ,три слога .Как определили ? Прочитайте самое
длинное слово ,которое обозначает
инструмент .Сколько в нём слогов? Назовите гласные звуки этого слова ?
Согласные звуки этого слова ?
ВЫВОД:Из слогов
образуются …(слова)
Четвёртый этап :
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4.Игра «Часы»
-Я на часы посмотрю
,что тебе делать покажу .(Учитель
вызывает ученика и показывает рисунок пилы .Ученик показывает действие .Дети
составляют предложение.)
Саша пилит .
-Какой знак поставите в конце предложения ? (Дети
показывают кулачок правой руки .)
Произнесите это предложение
с вопросительной интонацией .
Саша пилит ?
-Поставьте в конце предложения соответствующий знак .(Дети
показывают согнутую правую руку и
кулачок левой руки .)
-Я на часы посмотрю ,что тебе делать покажу .( Учитель
показывает рисунок лопаты .Ученик показывает действия .Дети составляют
предложения .)
- с двумя словами
Коля копает .
-с тремя словами Коля копает грядку .
-с четырьмя словами Коля копает грядку лопатой .
- с пятью словами Коля копает грядку
большой лопатой .
Вывод :Что выражает предложение ? Сколько слов может быть в
предложении ? Какой знак ставим в конце предложения на письме?
Физкультминутка
Мы пилили доску , Мы сейчас бревно
распилим ,
С утра у нас дела . Пилим , пилим , пилим.
Стальные зубы остры , 1-2, 1-2
Легко идёт пила .
Будут на зиму дрова.
V Закрепление нового материала ,проверка уровня усвоения
1.Игра «Добавь словечко»
Трактор водит
… ( тракторист) Электричку - ….(машинист) Стены выкрасил
…..(маляр ) Доску выстругал
…..(столяр) В доме свет провёл
….(монтёр) В шахте трудится
….(шахтёр) В жаркой кузнице
…..(кузнец) Кто всё знает
…..(молодец)
-Какая профессия самая важная ? Назовите пословицы о труде .
2.Работа по учебнику 1.Чтение текста «Папа» сильными
учащимися 2.Чтение текста шёпотом 3.Чтение цепочкой 4.Выборочное чтение
-Кто папа по профессии? Для чего он пилит доски ? Кто
помогает папе ?
3.Игра «Не пропусти профессию»
(Учитель называет слова ,ученики хлопают в ладоши при слове
, обозначающем профессию человека)Сапог ,сапожник ,садик ,садовник ,ножницы
,механик ,пила,,сталевар,,металл,металлург
Пятый этап:РЕЧЬ
4.Деловая игра «Журналист» (Ученик -журналист берёт интервью
у одноклассников .)
5.Работа в группе .Диалог «Профессия моих родителей»
Вывод :Какая бывает речь ? Какую роль она выполняет в нашей
жизни?
VIИтог урока
-Вот и закончился
словесный марафон. Я рада ,что никто из
вас не сошёл из дистанции .Свой музыкальный подарок дарит вам солнышко
Солнце ясное, солнце красное. Шлёт вам всем большой привет.
Дарит вам за участие в словесном марафоне тепло и свет!
Учитель вручает грамоты активным участникам марафона
|