Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 02.02.2025, 02:19

РАДУГА

Цвета радуги
Категории раздела
Методический материал [10]
Наш опрос
Нужен ли нашему сайту форум
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Глобус

Каталог статей

Главная » Статьи » Учительская » Методический материал

“Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.

Форма проведения: "Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.

 

План.

 Подготовка:

 А). Запуск анкеты для родителей "Выбор пути”.

 Вопросы анкеты

 Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

 Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

Да.

Трудно сказать

Нет.

 Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

 4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

 5.Считаетели Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй? ___________

 Б). Обдумывание цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.

 В). Составление конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.

 Г). Непосредственная подготовка к собранию:

диагностика произвольности, школьной мотивации, обработка материалов,

анализ результатов,

наблюдения,

видеофильм: "Наши дети” (фрагмент урока),

творческие встречи с родителями,

подбор практических заданий,

музыкальное сопровождение,

памятки и др.,

подготовка выставки книг, статей о внимании,

приглашения их форма и оформление,

 Подготовка класса, его оформление, реквизит.

 2. Центральное событие: встреча родителей, непосредственное проведение "КРУГЛОГО СТОЛА”.

 3. Рефлексия:

 - Выпуск стенной газеты "По горячим следам”.

 - Зачитывание решения собрания.

 - Самоанализ и ответы на вопросы:

Что было ценного на мероприятии?

Что не удалось? Почему?

Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?

 Ход проведения собрания.

 На доске плакаты: а) "Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. б) "Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. в) "Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.

 г) Тема: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.

 Звучит музыка.

 Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.

 1. Открывает родительское собрание классный руководитель.

 Учитель:

 Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. Предлагаем вашему вниманию отгадать кроссворд (кроссворд на доске) (см.Приложение 1) .

 Читаю цитату "Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”. Тема нашего разговора "ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным

2. До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема?

 Анализ анкет показал, что в классе из 27человек на вопросы анкеты ответили 25 родителей (просмотр слайдов, презентации "Внимание”, см.Приложение 3).

 А) 1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?- Да.          – 17 чел.

- Трудно ответить.        - 2 чел.

- Нет.    – 6 чел.

 2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?- Да                 5

- Трудно ответить         9

- Нет     11

 3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?- Да. 24

- Трудно сказать.           -

- Нет.    -

- Без ответа.     1

 4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?- Занимаемся.            17

- Затрудняемся ответить.         3

- Не знаем.        1

- Без ответа.     4

 5.Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй?- Да.    21

- Да, но не всегда получается                1

- Необязательно.          1

- Не знаем.        1

- Без ответа.     1

Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, готовя ребёнка в школу, не развивали у них произвольность или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? (в быстром темпе)

 Учитель : "Спасибо!”

 Психолог: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).

 Проверка задания. (После проверки задания)

 (на слайдах) - Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

 Учитель: Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

 Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:

 Как вы понимаете выражения :

концентрировать внимание – это…..

переключать внимание - это …

распределять внимание – это…

устойчивость внимания – это…

 (Показ слайдов во время каждого выступления).

 Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

 Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

 М.Г. Выступление школьного психолога (ситуативные задачки)

 (предлагается "Веер ситуаций”по номерам : ситуации-карточки, видеоситуации) (по 3 ситуации)

 У. Как видите, проблемы у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

 Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

 (показ слайдов)

Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

Легко отвлекаемое внимание.

Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

 Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

 Практическая работа.

 В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10–15 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают – перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?

 (игры и задания печатаются в приложении).

 Например, упражнение 1. акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.

 Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.

 Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.

 Упражнение 4. Корректурная проба.

 Задание 5. "Кот” в шапке. (В шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Родители, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу.

 Самый внимательный.

 Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком "П”.

 Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

 Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.

 Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.

 В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки.

 Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма

 Игра "Зеркало”

 Игра "Летает – не летает”

Проверка заданий.

Затем презентация книг, статей о внимании. (М.Г. , Г.Л. и РК)

Заключение.

 Г.Л. Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

 М.Г. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.

 1.Развитие концентрации внимания.

 Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; "переплетенные нити”

 2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

 Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

 3.Тренировка распределения внимания:

 Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

 4.Развитие навыка переключения внимания:

 Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

 3.Проект решения собрания (он заносится в журнал протоколов родительского собрания)

 3. Рефлексия (бланки для проведения рефлексии см. Приложение 5)

 Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу:

 "Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”

 В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации: (см. Приложение 2)

 4. Минута благодарности.

 Учитель, психолог и РК благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.

 Это мы показали фрагмент поведения детей с гиперкеническим и гиперактивным синдромом. Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.

 Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

Не может играть тихо, спокойно.

Болтливый.

Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

 Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Импульсивности (4,5,11,14)

 Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

 В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

 В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

 (слайды). Причины:

Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),

Асфиксия новорождённого.

Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

Особенности центральной нервной системы.

Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).

Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

 Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.

 Совет:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

 классов

 Статья отнесена к разделу: Работа с родителями

 Цели:

 1. Позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

 2. Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

 3. Ознакомить с правилами для читателя и с памяткой "Как обсуждать с ребенком прочитанное”.

 Организация собрания:

 В классе, где должна состояться встреча с родителями, с помощью библиотекаря организовывается выставка детских книг для ознакомления с ними родителей и выставка детских рисунков на тему "Моя любимая книга”, которая позволит родителям лучше узнать читательские интересы своих детей.

 На видном месте вывешен плакат с советами родителям " Как вызвать интерес у детей интерес к чтению?”

 Читайте не более 15–20 минут, но каждый день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу. Не бойтесь хвалить ребенка.

 Здесь же поместить плакат с правилами для читателя:

 Старайтесь читать вслух, не торопитесь, глубже вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герой книг, учись у них хорошему. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу.

 Заранее подготовить для родителей отпечатанные памятки "Как обсуждать с ребенком прочитанное”:

 Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите у ребенка, понравилось ли ему прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

 За две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы:

 1) Любит ли ваш ребенок читать?

 2) Читаете ли Вы ребенку?

 3) Обсуждаете ли прочитанное? Как?

 4) Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

 5) От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить?

 6) Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

 7) Ваши просьбы, пожелания учителю. О чем вы хотели бы узнать на собрании?

 В ходе подготовки к собранию учитель задает несколько вопросов детям и записывает ответы на магнитофон:

 Что вы больше любите – читать или слушать чтение взрослых? Читают ли в вашей семье книги вслух по вечерам, для всех? Хвалят или ругают вас родители, когда вы читаете?

 За неделю до собрания каждая семья получила необычное приглашение, изготовленное детьми: Незнайка, держащий в лапках листок–приглашение. В нем обозначена тема собрания, дата и время его проведения.

 ХОД СОБРАНИЯ

 1. Организационный момент

 Перед началом собрания родители рассматривают выставки, обсуждают увиденное, слушают тихо звучащую музыку, занимают места за столами , поставленными по кругу. На них лежат памятки.

 2. Выступление учителя

 Под тихое звучание песни "Чему учат в школе” учитель обращается к родителям со словами: "Не только в школе , но и дома ,в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. " Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

 3. Беседа с родителями

 Затем учитель обращает внимание родителей на правила для читателя, предлагает прочитать их и вспомнить, какие из них выполняет их ребенок, какие - нет. Обобщая высказывание родителей, учитель должен постараться убедить их в том, что сейчас, когда их дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

 4. Прослушивание ответов детей (в магнитофонной записи) на вопрос

 Какую книгу вы читали недавно дома, с кем?

 И вслед за этим сами родители получают вопрос: Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения по выходным или вечером? Возможно, ли семейное чтение и нужно ли оно?

 Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога:

 - Ну, как книга?

 - Ничего, нормально, - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

 Вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает в слух книгу или журнал. Какую книгу читать? Как долго читать? Все зависит от обстоятельств. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.

 Музыкальная пауза позволяет перейти к следующему этапу:

 5. Знакомство с памяткой "Как обсуждать с ребенком прочитанное?”

 6. Психологический практикум

 Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопрос: хвалят или ругают вас родители во время чтения? Вслед за этим обсуждаем ситуацию:

 Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: "Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!” А ребенок ? Один втягивает голову в плечи, другой - обижается, вообще отказывается читать, третий- становится равнодушным к чтению .Как вы оцениваете поведение матери?

 Выслушав ответы родителей, делаем вывод : будем терпимы к тому , что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту "простоту” ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

 7. Обсуждение одного из вопросов анкеты: "Как вы считаете, от чего зависит ясное, четкое, выразительное чтение?”

 Учитель рассказывает о необходимости грамотного, выразительного чтения, о том, какие трудности ждут ребят в дальнейшем, если они неуверенно читают; напоминает о своевременном обращении к логопеду. В заключении родители прослушивают запись различного уровня чтения детей.

 8. Выступления библиотекаря

 Библиотекарь дает советы, что читать детям 6-7 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

 9. Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания

 Вручение благодарностей родителям, дети которых читают грамотно, бегло, выразительно.

 Конкурс "Чтобы это значило?”: на картинке изображена полка с книгами до потолка, родителям предлагается по возможности остроумно, ответить на вопрос: что это значит?

 Победителю вручается приз ”Самому остроумному”.

 Решение родительского собрания : учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приемы, физминутки. В общении с ребенком помнить народную мудрость: "Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью”. Найти время и возможности для семейного чтения (полчаса в неделю). Выписать и читать с детьми детские журналы. Оказывать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

 Пожелание учителя родителям: пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

 Ход родительского собрания

 1. Вступление

 Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

 Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопнимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

 Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

 Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

 2. Знакомство

 Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.

 Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

 3. Советы родителям

 Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.

 Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;

превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю;последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

 Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

брать в школу все необходимое;

правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);

здороваться с учителями и детьми;

отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;

слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;

просить о помощи, если что-то не получается;

заниматься одним делом долгое время;

правильно реагировать на замечания;

устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

 Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.

 4. Особенности школьной жизни

 Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.

 В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.

 Вам нужно обеспечить ребенку:школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;необходимые школьные принадлежности.

 Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.

 5. Организация учебного процесса

 Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следудет познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.

 Преподаватель пречисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:пятидневная учебная неделя;минимальное по объему домашнее задание;безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;расписание звонков и уроков;адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;

схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);

порядок питания в столовой;

Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы;

значки с именами.

 6. Организационные вопросы

Преподаватель отвечает на вопросы родителей.

 Возможные темы организационных вопросов:

традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;

проездные документы;

избрание родительского комитета.

 Приложение 2

 Конспект родительского собрания

"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

 Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:

"Чаще всего я плохо себя веду, когда…";

"Чаще всего я смеюсь, когда…";

"Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";

"Чаще всего я плачу, когда…";

"Чаще всего я злюсь, когда…";

"Чаще всего я обижаюсь, когда…";

"Мне хорошо, когда…";

"Мне плохо, когда…".

 Задачи:

обсудить с родителями причин плохого поведения детей;

добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.

 Форма проведения: беседа.

 Ход родительского собрания

 

1. Вступительное слово классного руководителя

 Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.

 2. Обсуждение вопросов с родителями

Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.

Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)

Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.

Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)

Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)

Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)

 3. Обобщение ответов на вопросы

 Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.

 Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.

 4. Результат детского анкетирования

 Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?

 Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярые варианты окончания предложений:

"Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит";

"Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано";

"Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки";

"Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так";

"Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят";

"Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют";

"Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня";

"Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".

 5. Выводы и предложения

 Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.

 Приложение 3

 ПАМЯТКА

для педагога

"Проведение родительских собраний"

Оставьте за дверью свое плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.

Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Не избирайте для общения назидательный тон.

Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.

В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.

Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.

Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.

Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.

Объяните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

Не давайте негативной оценки всему классу.

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.

Не переоценивайте значение отдельных предметов.

Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям.

 

Категория: Методический материал | Добавил: ВиталийГонтарев (16.01.2012)
Просмотров: 2472 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Живой Календарь
Поиск
Общение
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Облако информации