Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2025, 05:57

РАДУГА

Цвета радуги
Категории раздела
Методический материал [10]
Наш опрос
Нужен ли нашему сайту форум
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Глобус

Каталог статей

Главная » Статьи » Учительская » Методический материал

ТЕХНОЛОГИЯ личностно ориентированного урока в начальных классах
Учителя младших классов и я в том числе, работая над проблемой школы, начинаем создавать модели уроков личностно ориентированного обучения. Их проведение - гарантия успешного восприятия учащимися учебного материала, создания атмосферы саморазвития и успешной самореализации учащегося как субъекта учебного процесса. Я проводила такие уроки « В кругу родной семьи» ( 2 класс, уроки чтения), « Зв'язок між реченнями в тексті. Спостереження за різними видами зв'язку» ( урок української мови), «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток» ( урок-сказка во 2 классе, математика), «Разнообразие животных в природе» ( урок из курса «Я и Украина»)
Подробнее остановлюсь на этапах, которыми должен овладеть каждый ученик
• Ориентация
• Определение цели
• Проектирование
• Организация
• Реализация
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
Что делается на каждом этапе?
Этап ориентации включает:
 мотивация запланированной деятельности;
 взаимосвязь: опыт ученика - проблема урока;
 ориентация учащихся к месту урока в целом курсе.
Этап определения цели:
• определение цели вместе с учащимися;
• определение показателей достижения цели.
Этап проектирования:
 опережающие задания;
 изготовление и подбор наглядности;
 составление и обсуждение плана работы.

Этап организации:
o представление вариантов выполнения учебной деятельности;
o выбор учащимися способов фиксации материала;
o вариативность домашних заданий.
Контрольно-оценочный этап:
 самоконтроль;
 сравнение результатов;
Заключительный этап:
 осознание учащимися ситуации достижения цели;
 ощущение успеха;
 подкрепление позитивной мотивации

Кратко расскажу, как в начальных классах используется структура такого урока.
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности
2. Определение цели и задач урока
3. Подача нового материала
4. Усвоения знаний, формирование умений и навыков
5. Контроль, коррекция и оценивание знаний
6. Итоговый этап
На первом этапе урока учитель мотивирует будущую деятельность учащихся, позитивно направляет на работу. Здесь важно учитывать личный опыт детей. В зависимости от предмета целесообразно использовать психологический тренинг, математическую разминку, подготовку речевого аппарата или дыхания к чтению, музыкальный, театральный момент, рекламу и т.д.
На втором этапе урока нужно вырабатывать цель и проектировать задания совместно с учащимися. Вот здесь и нужны опережающие задания, сообщения, подготовка наглядности. Вместе с учителем дети составляют план работы, обговаривают его, определяют показатели достижения цели (какие знания, представления, способы деятельности свидетельствуют об этом). Очень хорошо на этом этапе использовать таблички «Знать» и «Уметь», куда вместе с детьми записываются задания, какие необходимо усвоить на протяжении урока, и умения, которые сформируются.
Например, при изучении темы «Обобщение знаний о существительных» записывается на доске:
должны ЗНАТЬ :
признаки
названия
род
число
правописание
должны УМЕТЬ:
находить
изменять
анализировать
доводить
обобщать
Таким образом, учитель знакомит с целью и планом урока. Дети понимают, что и зачем они будут делать на уроке. Познавательная привлекательность такого вступительного инструктажа - это материал, связанный с интересной проблемой, определением проблемных вопросов.
Какими приемами может пользоваться учитель на этане изучения нового материала ,чтобы заинтересовать детей?
• Актуальная цель. Например, при изучении темы «Литр» в 1 классе учитель предлагает разыграть ситуацию в магазине: покупка молока, воды...
• Интрига. На уроке природоведения во время изучения темы «Животные» предлагается вопрос: «Кит-рыба или животное?»
• Проблематизация. Ставится проблема, которую нужно решить. Например: «Как удается выжить живым организмам при низких температурах?»
• Фантастическая ситуация. Предложить перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, придумать фантастическое растение, животное и разглядеть их в реальном свете
• Поймай ошибку. Объясняя материал, учитель специально допускает ошибки. Например, предлагаю первоклассникам решить задачу: «У Миши 8 рыбок, а у Аленки- меньше. Сколько рыбок у Аленки?» Целесообразно приучать детей моментально реагировать на ошибки, развивать внимание и готовность отвечать быстро.
• Пресс-конференция. Этот прием используется , начиная с 3-4 классов. Учитель частично раскрывает тему, предлагая детям завершить ее раскрытие самостоятельно, используя учебники, пособия, дополнительную литературу.
• Вопросы к тексту. Перед изучением учебного текста учащимся предлагается составить к нему вопросы.
На этапе усвоения знаний, формирования умений и навыков даются задания на выбор:
 методами учебной деятельности ( индивидуально, фронтально или в группе, письменно или устно);
 методами фиксации нового материала ( схема, план, таблица, выводы)
 задания и способ их выполнения.
Например, на уроке чтения в 3 классе это могут быть такие задания:
1. Викторина «Узнай художественный образ»
2. Конкурс выразительного чтения.
3. Путешествие в устное народное творчество.
4. Раздумья за «круглым столом».
5. Засвети звезду.
Дети выбирают тот вид работы, который им больше нравится: вариативность в подаче домашнего задания(дифференцированно по уровню сложности, задания на выбор)
На этом этапе урока целесообразно использовать, например, такие методы как: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, интереса к учению, проблемная ситуация, яркие наглядно-образные представления, ситуация взаимопомощи, выполнение творческих заданий.
На пятом этапе контроль знаний происходит при помощи: групповых и парных форм взаимоконтроля и взаимоанализа, самоанализа и самоконтроля ( исправление учащимися ошибок, осмысления их причин), взаимо- и самооценивания ( словесное, рейтинговое)
Учитель традиционной школы обычно ставит в конце урока такие вопросы: «Чему вы научились на уроке?», «Что нового узнали?»
По технологи личностно ориентированного подхода, думаю, целесообразными будут вопросы:»На каком этапе урока интереснее было работать?», «Где вы больше потратили времени?» «Что мешало работать слажено?» «Что нужно было сделать иначе?»
Итоговый этап -это осознание ситуации достижения цели, переживание ситуации успеха, выражение учителем своего позитивного отношения, удовлетворение деятельностью учащихся и их результатами.
Данная структура урока сложнее традиционной, требует тщательной подготовки.
Учитывая все сказанное выше, учитель должен придерживаться следующих требований:
♦ четко формулировать познавательные задания, какие могут быть проблемными, побуждающими к активности, творческому мышлению, поиску новых знаний и новых способов действий;
♦ сосредоточить внимание на деятельность слабых, неуспевающих учащихся;
♦ не создавать соревнований на скорость выполнения заданий;
♦ учить учащихся осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.
Также большое внимание уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу, интонации, речи. Предлагается несколько фраз, которыми уместно пользоваться учителю на уроке:
■ Я считаю, что лучше было бы сделать...
■ Мне кажется, тут в центре внимания находится...
■ Я знаю, что люди обычно начинают c.
■ Достаточно выполнить эту часть - и...
В сложных ситуациях учителю приходится более тонко реагировать :
■ Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл про это...
■ Я надеюсь, именно это нам обязательно удастся..
■ Я просто не могу дождаться, когда...
■ Это очень важно, и у тебя обязательно получится...
■ Именно ты и смог бы сделать это задание...
■ А это совсем и не сложно. Если и не выйдет- ничего страшного..
■ Я уверена, что ты запомнишь это...
■ Начинай же! Ты это сделаешь!
■ Вот этот элемент вышел очень хорошим!
■ Подготовим это вместе по секрету от других.
В системе традиционных занятий, урок, построенный на личностно ориентированном подходе, отличается не объемом знаний, умений и навыков, которые добыл ученик, а мерой участия самого школьника в процессе достижения этих знаний.
Категория: Методический материал | Добавил: ВиталийГонтарев (20.12.2011)
Просмотров: 1477 | Комментарии: 2 | Теги: технологии обучения, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Живой Календарь
Поиск
Общение
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Облако информации