ТЕХНОЛОГИЯ личностно ориентированного урока в начальных классах
Учителя младших классов и я в том числе, работая над проблемой школы, начинаем создавать модели уроков личностно ориентированного обучения. Их проведение - гарантия успешного восприятия учащимися учебного материала, создания атмосферы саморазвития и успешной самореализации учащегося как субъекта учебного процесса. Я проводила такие уроки « В кругу родной семьи» ( 2 класс, уроки чтения), « Зв'язок між реченнями в тексті. Спостереження за різними видами зв'язку» ( урок української мови), «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток» ( урок-сказка во 2 классе, математика), «Разнообразие животных в природе» ( урок из курса «Я и Украина») Подробнее остановлюсь на этапах, которыми должен овладеть каждый ученик • Ориентация • Определение цели • Проектирование • Организация • Реализация • Контроль • Коррекция • Оценка Что делается на каждом этапе? Этап ориентации включает: мотивация запланированной деятельности; взаимосвязь: опыт ученика - проблема урока; ориентация учащихся к месту урока в целом курсе. Этап определения цели: • определение цели вместе с учащимися; • определение показателей достижения цели. Этап проектирования: опережающие задания; изготовление и подбор наглядности; составление и обсуждение плана работы.
Этап организации: o представление вариантов выполнения учебной деятельности; o выбор учащимися способов фиксации материала; o вариативность домашних заданий. Контрольно-оценочный этап: самоконтроль; сравнение результатов; Заключительный этап: осознание учащимися ситуации достижения цели; ощущение успеха; подкрепление позитивной мотивации
Кратко расскажу, как в начальных классах используется структура такого урока. 1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности 2. Определение цели и задач урока 3. Подача нового материала 4. Усвоения знаний, формирование умений и навыков 5. Контроль, коррекция и оценивание знаний 6. Итоговый этап На первом этапе урока учитель мотивирует будущую деятельность учащихся, позитивно направляет на работу. Здесь важно учитывать личный опыт детей. В зависимости от предмета целесообразно использовать психологический тренинг, математическую разминку, подготовку речевого аппарата или дыхания к чтению, музыкальный, театральный момент, рекламу и т.д. На втором этапе урока нужно вырабатывать цель и проектировать задания совместно с учащимися. Вот здесь и нужны опережающие задания, сообщения, подготовка наглядности. Вместе с учителем дети составляют план работы, обговаривают его, определяют показатели достижения цели (какие знания, представления, способы деятельности свидетельствуют об этом). Очень хорошо на этом этапе использовать таблички «Знать» и «Уметь», куда вместе с детьми записываются задания, какие необходимо усвоить на протяжении урока, и умения, которые сформируются. Например, при изучении темы «Обобщение знаний о существительных» записывается на доске: должны ЗНАТЬ : признаки названия род число правописание должны УМЕТЬ: находить изменять анализировать доводить обобщать Таким образом, учитель знакомит с целью и планом урока. Дети понимают, что и зачем они будут делать на уроке. Познавательная привлекательность такого вступительного инструктажа - это материал, связанный с интересной проблемой, определением проблемных вопросов. Какими приемами может пользоваться учитель на этане изучения нового материала ,чтобы заинтересовать детей? • Актуальная цель. Например, при изучении темы «Литр» в 1 классе учитель предлагает разыграть ситуацию в магазине: покупка молока, воды... • Интрига. На уроке природоведения во время изучения темы «Животные» предлагается вопрос: «Кит-рыба или животное?» • Проблематизация. Ставится проблема, которую нужно решить. Например: «Как удается выжить живым организмам при низких температурах?» • Фантастическая ситуация. Предложить перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, придумать фантастическое растение, животное и разглядеть их в реальном свете • Поймай ошибку. Объясняя материал, учитель специально допускает ошибки. Например, предлагаю первоклассникам решить задачу: «У Миши 8 рыбок, а у Аленки- меньше. Сколько рыбок у Аленки?» Целесообразно приучать детей моментально реагировать на ошибки, развивать внимание и готовность отвечать быстро. • Пресс-конференция. Этот прием используется , начиная с 3-4 классов. Учитель частично раскрывает тему, предлагая детям завершить ее раскрытие самостоятельно, используя учебники, пособия, дополнительную литературу. • Вопросы к тексту. Перед изучением учебного текста учащимся предлагается составить к нему вопросы. На этапе усвоения знаний, формирования умений и навыков даются задания на выбор: методами учебной деятельности ( индивидуально, фронтально или в группе, письменно или устно); методами фиксации нового материала ( схема, план, таблица, выводы) задания и способ их выполнения. Например, на уроке чтения в 3 классе это могут быть такие задания: 1. Викторина «Узнай художественный образ» 2. Конкурс выразительного чтения. 3. Путешествие в устное народное творчество. 4. Раздумья за «круглым столом». 5. Засвети звезду. Дети выбирают тот вид работы, который им больше нравится: вариативность в подаче домашнего задания(дифференцированно по уровню сложности, задания на выбор) На этом этапе урока целесообразно использовать, например, такие методы как: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, интереса к учению, проблемная ситуация, яркие наглядно-образные представления, ситуация взаимопомощи, выполнение творческих заданий. На пятом этапе контроль знаний происходит при помощи: групповых и парных форм взаимоконтроля и взаимоанализа, самоанализа и самоконтроля ( исправление учащимися ошибок, осмысления их причин), взаимо- и самооценивания ( словесное, рейтинговое) Учитель традиционной школы обычно ставит в конце урока такие вопросы: «Чему вы научились на уроке?», «Что нового узнали?» По технологи личностно ориентированного подхода, думаю, целесообразными будут вопросы:»На каком этапе урока интереснее было работать?», «Где вы больше потратили времени?» «Что мешало работать слажено?» «Что нужно было сделать иначе?» Итоговый этап -это осознание ситуации достижения цели, переживание ситуации успеха, выражение учителем своего позитивного отношения, удовлетворение деятельностью учащихся и их результатами. Данная структура урока сложнее традиционной, требует тщательной подготовки. Учитывая все сказанное выше, учитель должен придерживаться следующих требований: ♦ четко формулировать познавательные задания, какие могут быть проблемными, побуждающими к активности, творческому мышлению, поиску новых знаний и новых способов действий; ♦ сосредоточить внимание на деятельность слабых, неуспевающих учащихся; ♦ не создавать соревнований на скорость выполнения заданий; ♦ учить учащихся осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание. Также большое внимание уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу, интонации, речи. Предлагается несколько фраз, которыми уместно пользоваться учителю на уроке: ■ Я считаю, что лучше было бы сделать... ■ Мне кажется, тут в центре внимания находится... ■ Я знаю, что люди обычно начинают c. ■ Достаточно выполнить эту часть - и... В сложных ситуациях учителю приходится более тонко реагировать : ■ Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл про это... ■ Я надеюсь, именно это нам обязательно удастся.. ■ Я просто не могу дождаться, когда... ■ Это очень важно, и у тебя обязательно получится... ■ Именно ты и смог бы сделать это задание... ■ А это совсем и не сложно. Если и не выйдет- ничего страшного.. ■ Я уверена, что ты запомнишь это... ■ Начинай же! Ты это сделаешь! ■ Вот этот элемент вышел очень хорошим! ■ Подготовим это вместе по секрету от других. В системе традиционных занятий, урок, построенный на личностно ориентированном подходе, отличается не объемом знаний, умений и навыков, которые добыл ученик, а мерой участия самого школьника в процессе достижения этих знаний.